Таинство Елеосвящения (Соборование)
Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может его совершить и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусто призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Святые апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал Господь и внушил им Дух Святой. Апостол Павел говорит: «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Галл. 1, 11-12).
Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Таинство Священства
Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).
Посвящаемый в диакона получает благодать служить при совершении таинств.
Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Таинство священства есть устанвление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 11-12).
Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это таинство через возложение рук, возводили в диаконы, пресвитеры и епископы.
Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаканов говорится в книге Деяний апостольских: «Их поставили пред апостолами, и сии (апостолы), помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6,6).
О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).
В посланиях к Тимофею и Титу, которых апостол Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе (епископу Тимофею) возгревать Дар Божий, который в тебе через моё рукоположение» (2 Тим. 1, 6). «Для того я оставил тебя (епископа Тита) в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1, 5). Обращаясь к Тимофею, апостол Павел говорит: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 3, 2, 8). «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19).
Из этих посланий мы видим, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров черех рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.
О священнослужителях апостол Павел, в послании к епископу Тимофею, пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы также должны быть честны…» (1 Тим. 3, 2, 8).
Таинство Брака
Брак есть таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благославляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею».
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви».
Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. С любовью, повиноваться мужу.
«Мужья,— говорит апостол Павел,— любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…любящий свою жену любит самого себя. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела».
Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.
Семья есть основа Церкви Христовой.
Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов.
Таинство Причащения
Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нея все: ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание» В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во мне, и Я в нем». Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»,— говорит апостол Павел. Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготавливать себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т. е. Очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение».
Таинство Покаяния
Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все на реке Иордане, исповедуя грехи свои». Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали таинство покаяния: «Многие же из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои». Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Таинство Миропомазания
Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.
О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши»
Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как то: пророкам, апостолам, царям.)
Первоначально святые апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук. А потом, в конце первого века, таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.
Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.
Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать святое миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами святым миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).
Пр совершении таинства святым миром крестообразно помазываются верующему следцющие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».
В практике Православной Церкви принято совершать миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком единственный раз в жизни.
Таинство крещения
Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие»,— сказал Сам Господь.
Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус, видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои».
Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев, и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но оснаванием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами; и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение».