Православная жена в современном мире
Наш собеседник – отец Иоанн, иеромонах Оптиной пустыни.
— Отец Иоанн, я пришла к убеждению, что другого способа создания любящей, мирной семьи и воспитания душевно здоровых детей, кроме православной ее «модели», нет. Однако многое меня смущает. Например: в православном браке жена должна слушаться во всем своего мужа. Но как я могу слушаться его, если он не прав? Или если я умнее?
— А куда вы, собственно, хотите попасть? Туда и надо идти. Если в православную семью, то – да, даже если муж не прав, его все равно следует слушаться. Вы можете ему предложить, но не спорить. Вы можете за него молиться, но не скандалить.
— И потом, что значит ослушаться мужа? Эта иерархия придумана не нами, мы потеряли понятие «иерархия».
Оно стало казаться нам чем-то насильственным. В истинно духовной жизни насилия не бывает. Господь говорит: хочешь быть первым среди всех – будь слугой! Каждый ли сможет быть слугой?
Иерархия – это особое условие существования в мире. Особые отношения шествования в мире. Особые отношения между людьми: Священник – паства, родители – дети, муж- жена. Если посмотреть на семейную жизнь с точки зрения этой завещанной Господом иерархии, это будет семейная жизнь духовная, счастливая, блаженная. Господь действует для нижестоящих через вышестоящих.
Зачем столько приходится терпеть священнику? Зачем всю жизнь так стараются для детей родители? Муж должен относиться к жене как Христос к Своей Церкви, и вы представляете себе, чтобы Церковь вдруг начала выяснять отношения с Иисусом Христом?
Но мой муж, скажете вы, грешник, почему я должна слушать его? Оставьте ему его грехи, христианский муж – такой же грешник, потому что все, абсолютно все люди грешны! Но понятие «муж» — это вид служения Богу. Одно дело – личные грехи, другое дело – служение. Муж – грешник, но он – ваша голова. Только так Господь сможет действовать для вашей семьи.
Муж несет это служение. Это, я вам скажу, не сахар. Ошибаются те мужья, которые считают, что быть главой – значит просто командовать. Они отвечают за свою семью перед Богом. Если ты муж – с тебя и спрос, причем за все, так полагай свою душу! Чем выше служение – и в семье, и в Церкви, — тем больше расхлебывать служителю!
Всех смущает фраза: «Жена да убоится своего мужа», и знаете почему? Потому что боится. А ведь боится по-старославянски значит благоговеет. Почему надо благоговеть перед родителями? Ведь они – грешники, как и все люди. Однако и родители – особое служение от Бога, ответственность за детей перед Богом.
— Что же такое партнерские отношения между мужчиной и женщиной, когда оба партнера считают себя свободными?
— То есть свободными для измены друг другу? Это не что иное, как прелюбодеяние. Прелюбодеяние вошло в привычку, считается нормальным. Его не замечают и давно забыли, что должен оставить человек отца и мать своих и прилепиться к жене своей. Только в христианском браке таинственно, невидимо муж и жена становятся одной плотью.
Поэтому если муж изменяет жене или наоборот, в православном браке это является единственной причиной развода. Если произошла измена – брака уже нет. Ведь эти двое – одна плоть! Как они могут изменять друг другу или подразумевать возможность измены? Они – одно! Апостол Павел по этому поводу говорит: «Грешащий блудом, грешит и в свою плоть».
— Значит, христианский брак становится сразу после венчания?
— Таинство Церкви – не заклинание, не магическое действо. Если тебя покрестили, это еще не значит, что ты христианин. Если вы повенчались – это еще не значит, что вы православная семья. Православные супруги живут по-христиански, имеют чувство Бога, желание Бога, страх Божий.
Семья православная существует ради спасения и ради рождения детей. Если вы живете этой трудной, но блаженной духовной жизнью в своей семье – да, тогда вы семья христианская, то есть брак во образе союза Христа и Церкви.
— Как в таком случае Церковь относится к столь частым сейчас венчаниям «по моде», то есть когда венчаются, потому что нравится сам обряд?
— К венчанию «по моде» Церковь относится милостиво. Пусть это проявление самого маленького, но все же чувства к Богу. Может быть, со временем те, кто повенчались «для красоты», придут к Богу. А пока благодать церковного благословения они получают даром.
— Как вести себя женщинам, которые не повенчались с мужем из-за его неверия, например? разводиться?
— Людей, живущих в нецерковном браке, Церковь не призывает разводиться. Церковь вообще ни в каком виде не приветствует развода. Если жена хочет венчаться, а муж не хочет, по этому поводу апостол Павел говорит: «Почему ты знаешь, не спасешь ли мужа?» Ведь если какие-то духовные процессы, пусть даже медленно и постепенно, происходят с тобой, они не могут не коснуться самого близкого тебе человека. Почему ты знаешь, что не спасешь его? Молись за него, может быть, твой близкий человек обратится.
— Сейчас жить вместе стало не так уж необходимо. Очень много матерей, которые в одиночку воспитывают своих детей, и столько же мужчин, гордящихся своим положением холостяков.
— Это уже разновидность блуда, то есть смертного греха. Тут проблема в том, что человек не замечает, как медленно умирает его душа, как он теряет связь с Богом. А если не с Богом – попадешь прямиком в руки диавола.
Часто женщины говорят, что не хотят замуж, однако хотят «просто родить ребенка». Получается, что они рожают игрушку, не думая о том, что ребенок несет на себе грехи своих родителей.
— А матери-одиночки? Если отец ребенка ушел?
— Ушел – и скатертью дорога! Зачем тебе такой муж, который просто взял – и ушел?
— Говорят, что жена спасается чадородием. Но если не предохраняться и рожать детей так, как считает Церковь – сколько Господь пошлет, — не получится ли потом, что нарожать – нарожала, а воспитать не хватило сил! И если из ребенка вырос негодяй, не лучше ли в этом случае подходит «блаженны утробы не родившие и сосцы не питавшие?»
— Часто нет вины родителей в том, какими становятся дети. Если в православной семье много детей, родители все же стараются правильно воспитывать их. Но! Господь воспитывает, диавол предлагает, а человек выбирает! Дети «из православных» могут стать разбойниками. Дети «из разбойников» могут вырасти святыми! Вложи столько сил, сколько сможешь – и имей надежду на Промысел Божий. Господь будет смотреть на твое сердце, на твои усилия. Он увидит твой подвиг. Господь не судит того, что ты не сделал сверх своих сил.
— Как нужно готовиться к венчанию людям, которые ходят в Церковь?
— Идеально было бы исповедаться и причаститься. Но часто бывает, что человек перед венчанием к этому не готов. Откладывать венчание в этом случае нельзя! Начнет готовиться – начнутся сложности – пойдут препятствия. Пусть венчаются ТАК! Как есть. Чтобы было начало!
— Как одеваться на венчание?
— Тут все очень просто. Все равно, какого фасона и какого цвета. Хорошо, если жених не в джинсах. А для невесты главное, чтобы не брюки и не мини-юбка (но такого в нашей практике еще не было) и что-нибудь на голове – фата это, или платок, или шляпка. Не обязательно расфуфыренность! Одеваться по мере собственной скромности.
— Когда человек первый раз приходит в Церковь и хочет что-нибудь спросить, первое что его встречает, — это сердитые выпады старушек: одет не так, делает не то. Как ему относиться к этой неприветливости?
— Очень просто. Относится так: Церковь свята, а человек грешен. Ведь бабушки наши – это бывшие комсомолки двадцатых, ну что вы хотите? Кроткие бабушки не будут кричать на вас и с радостью все объяснят. А то смотрите: как станете церковным человеком – сами не начните нападать на новичков в джинсах!
— Родители часто не хотят своих младенцев, потому что новорожденный – существо безсловесное и у него никак не спросишь согласия. Многие для этого даже дожидаются совершеннолетия.
— Детей крестят по вере родителей. Ведь священник после крещения передает детей на руки родителей. Ребенка крестят не для того, чтобы насильно сделать ему прививку для духовной жизни. А для того, чтобы не дать укорениться страстям, которыми с самого рождения полна природа человеческая. Для того чтобы эта падшая природа не взяла верх.
А если, взрослея, ребенок отходит от Православия, ты не сможешь насильно надавить на него, чтоб жил духовной жизнью. Только молиться за него.
И еще одно соображение. Ты не знаешь, что может случиться завтра с твоим ребенком. Но если читала Писание – знаешь, что ждет некрещеных после смерти. Крестят младенца как можно раньше и для того, чтобы он не умер некрещеным.
Кстати, о некрещеных младенцах. Знаете, я совсем не понимаю, что творится сейчас с врачами. Как монах, я не хотел вникать в это, мои прихожанки приходят ко мне и рассказывают. Оказывается, почти каждой беременной женщине, если она заболеет, предлагают сделать аборт, говорят: ребенок родится уродом.
Это что – диверсия? Сколько детей родилось у нас в храме (отец Иоанн служит на подворье монастыря в храме Святой Троицы в Останкино) под эти угрозы – какие все прекрасные дети!
Иногда меня спрашивают: а если к содержанию ребенка нет средств, что же, лучше его родить и отдать в детдом? Конечно, лучше! Таким образом ребенок получает право на жизнь, а ты не согрешаешь смертно, не нарушаешь заповедь «Не убий!» Вы говорили мне вначале об эмансипации и о правах, а как насчет главного права ребенка – на жизнь?
Я имею в виду не только жизнь телесную, но то, что ждет нас за ней, — жизнь вечную. Знает ли женщина, убивая своего младенца в утробе своей, что она губит не только тело его – мне и говорить не хочется, все и так знают, что, сколько бы ни было ему от зачатия, день или неделя, он уже человек, существо, имеющее душу! – но губит и самую душу его? Ведь некрещеных младенцев ждет то же, что и некрещеных взрослых – и их не отпевают в храме!
Разговоры о планировании семьи, спиралях и противозачаточных средствах я считаю изобретением какой-то адской машины! Ведь женщина в этом случае даже не знает, сколько абортов она уже сделала, сколько жизней отняла! Не могу понять, но творится что-то невообразимое.
— Каковы все-таки конкретные обязанности в повседневной жизни у православных мужа и жены?
— Про конкретную жизнь могу сказать вот что. В жизни супругов никакого, ну ровно никакого значения не имеет, кто помыл посуду. Кто быстрее смирился, тот духовно выше. Послушай, даже если у тебя есть гениальная идея, касающаяся вашего быта, а муж отвергает ее – да оставь ты ее скорей. Она не имеет никакого значения! Когда супруги на исповеди жалуются мне друг на друга или, например, на своих родителей, я расспрашиваю их, и выясняется, что ничего антихристианского в их адрес совершено не было. Я спрашиваю: так на что жаловаться, что конкретно требовали от тебя? В магазин сходить, полы помыть? Да это же для духовной жизни как раз то, что нужно!
Мария Тихонова. Из журнала «Крестьянка»